В 1993 году, когда впервые речь шла о создании новой АСУТП для украинских АЭС, нас посетила довольно большая делегация специалистов всемирно известной американской фирмы. Обсуждались вопросы будущего сотрудничества, велась подготовка к организации совместного предприятия... шла напряженная работа.
В перерыве я зашел в комнату, где неутомимый менеджер-американец по имени Джон у компьютера просматривал черновик очередного протокола, взглянул на его озабоченное лицо и вдруг мне пришло в голову...
– Joke test. Шуточный тест – сказал я.
Американец откинулся на спинку стула и приготовился слушать.
– Представьте себе, что группа людей попала на необитаемый остров в далеком океане. Зеленый, заселенный удивительными животными, с пресными озером и речкой, горами и бухтами, полными рыбы, остров давал людям возможность в повседневном труде обеспечить себе достойную жизнь. Но не все умели работать, и вот, на очередном собрании всех жителей было решено, что все должны работать честно и добросовестно, а для поощрения результат общей труда будет распределяться пропорционально эффективности работы каждого нового островитянина.
На этом я остановился и спросил Джона:
– Справедлив ли такой порядок распределения?
Менеджер задумался. Он делал все старательно и обдуманно, поэтому органически не мог допустить возможность быстрого ответа. И когда я уже начал думать, что шутка не удастся, Джон ответил:
– Нет. Думаю, что надо было бы добавить несколько примечаний, которые касались бы больных, детей и стариков. Неплохо было бы сразу оговорить порядок создания резервного фонда продовольствия, инструментов...
Джон еще несколько минут демонстрировал высокий уровень менеджерской подготовки, а потом добавил:
– А в общем, на первый раз и учитывая, что среди них не было профессионального руководителя, принцип довольно неплохой: не нарушена справедливость и хорошо стимулирует.
Я согласился, и уже предчувствуя пикантное развлечение, продолжал:
– Прошло некоторое время, люди научились жить в новых условиях, ловить рыбу самодельными сетями, приобретать зверя, изучили и узнали съедобные плоды и злаки, выстроили приемлемое жилье. Даже построили совместно ветряную мельница и смогли выработать электричество для ночного освещения. Жизнь наладилась, и на собрании, посвященном очередной годовщине пребывания на острове, было решено изменить базовый принцип распределения общего продукта: каждый, как и раньше, работал по своим силам и умению, но теперь получал столько, сколько нему было нужно.
За моей спиной коротко хихикнул харьковский коллега, кандидата физико-математических наук, заслуженный изобретатель СССР, соавтор устройства ориентации в безопорном пространстве, которое использовалось в системе управления известной советской ракетой СС20 («Сатана», по американскому названию). Он, за свою жизнь великое множество раз сдавший экзамены по обществоведческим наукам, бывший член партии, сразу понял, о чем речь.
Я выжидательно смотрел на Джона. После короткого раздумья он одобрительно кивнул и показал большой палец.
–Вот теперь никто не будет обижен.
Я, еле сдерживаясь, сказал:
–Мы и не знали, что среди менеджеров фирмы есть приверженцы коммунистической идеологии.
Джон изумился, а я объяснил:
–Первый раз, дорогой Джон, Вы с некоторыми оговорками одобрили сформулированный классиками марксизма принцип социализма – от каждого по способностям, каждому по труду, а второй раз безоговорочно согласились с хрестоматийным принципом коммунизма – от каждого по способностям, каждому по потребностям. На семинаре по научному коммунизму Вы получили бы «отлично» (excellent, – сказал я).
Реакция Джона была немного неожиданна. Он немного побледнел, потом вышел со мной в коридор, и, смущаясь, выразил надежду, что во время моей будущей командировки в Соединенные Штаты я не буду упоминать об этом эпизоде.
Я тогда и не упоминал.
Но с течением времени, и особенно когда я насмотрелся на пресловутого лидера украинских коммунистов во время президентских выборов 2004 года, на его откровенно авторитарное и торгашеское поведение, меня все чаще посещали раздумья об основах, на которые базируется традиционная, вечная тяга людей к вышеупомянутым принципам.
Ведь Джон, получив хорошее менеджерское образование, действительно продемонстрировал привлекательность коммунистической идеологии! То есть она содержит что-то естественно заманчивое.
Слово «естественно» кажется мне ключевым для понимания этого, на первый взгляд, неожиданного явления.
Как написано в Экклезиасте, ничто не ново под Луною. Идеи общества равных, мудрых, справедливых тысячелетиями возникали в философской и общественной мысли разных народов. Недаром проповедь Иисуса заканчивается словами «легче верблюду войти в иголочное ухо, нежели богатому войти в царствие Мое». Все религии и конституции в некоторой степени содержат нечто подобное. И как, кажется, окончательно доказал горький опыт недавнего минувшего, еще никогда не удалось полностью реализовать стабильное общественное устройство, построенное на них. Все попытки наталкиваются на необходимость организации контроля за исполнением указанных принципов, вслед за этим непременно приходит ограничение свобод и прав. Избранная народом исполнительная власть не может обойти соблазн злоупотребления возможностями, которые автоматически приводят к ее некорректному поведению с народом и со временем выливается в очередную революцию.
Но этого можно избежать. Идеи братства и равенства, справедливости должны рассматриваться исключительно в плоскости этической и религиозной, служить основой общественного воспитания молодого человека. Честная работа может действительно стать источником уважения к человеку. Должны быть установлены моральные критерии жизненного успеха, весьма отличные от существующих традиционно потребительских. А политическая эксплуатация коммунистической идеи должна уйти в прошлое, возможно даже законодательно запрещена. Политический деятель, который использует эти идеи для достижения любого уровня властных полномочий, должен подлежать общественному остракизму.
Впрочем, сегодня, после длительных раздумий, думаю, что Джон не выдержал теста на зрелость как менеджер. Или же слишком фантастической оказалась для него концепция общества, где все можно получить даром. Ведь прежде всего понятно, что с этой точки зрения коммунизм, это овеянное мечтой и недосягаемое светлое будущее – просто рай для лентяев. Так вот Джон и обнаружил свои скрытые потребительские инстинкты. Он, как каждый сертифицированный на норму член капиталистического общества, именно к этому и стремится – занять положение, при котором все блага мира будут доступны, а цена овладения ими... ну просто не будет иметь значения.
Из того же источника походит и вера в чудо, увлечение Гарри Поттером, вера в Бога, который, надо надеяться, смилостивится и что-то подарит.
Нет, не подарит. Недаром с давних времен существуют поговорки: “Господь помогает только тем, кто и сам себе помогает”, “God 's no crazy, dоеsn't help lazy”, “на Бога надейся, а сам не плошай”. И удивляет, что такие убежденные атеисты, как большевики, не понимали этого внутреннего противоречия своего общественно-политического учения. Собственно, религия традиционная подменялась новой слепой верой. По материалам
Русская служба Би-би-си
Рост потребительских отношений не приносит удовлетворения жителям Земли; более того - как считают исследователи, это ведет к вырождению Земли.
Специалисты международного Worldwatch Institute говорят, что более четверти землян строят свою жизнь таким образом, как это всегда делали богатые люди.
В ежегодном отчете института под названием "Ситуация в мире в 2004 году" говорится, что около 1,7 миллиарда человек в мире можно причислить к "потребительскому сообществу".
Доклад рисует тревожную картину охватившего планету потребительского безумия. В развитых государствах - таких, как Соединенные Штаты или страны Европы - уровень потребления никак не желает идти на спад, причем стремление потреблять больше и больше испытывают даже люди, у которых нет недостатка в предметах роскоши.
Ежегодные траты жителей Земли:
Косметика - 18 млрд. долларов Парфюмерия - 15 млрд. долларов Круизы по океану - 14 млрд. долларов Мороженое в Европе - 11 млрд. долларов . . .
Если темпы роста потребления не удастся замедлить, стоит серьезно задуматься о возможности глобальной экологической катастрофы.
При этом авторы отчета подчеркивают – потребляя больше, люди не становятся счастливее.
Природа терроризма Ольга Беляк
По следам 11 сентября
Много рассуждают о природе терроризма. Находят национальные, социальные, экономические и религиозные истоки этого страшного явления. Однако никто не попытался разобраться в психологической основе, на которой различные внешние перечисленные выше факторы выращивают способность перешагнуть через врожденные и приобретенные в процессе воспитания этические установки.
Дети неосознанно жестоки. Кант, восхищавшийся некогда нравственным законом внутри нас, сравнивая его с непостижимой божественной гармонией бесконечного мироздания, ошибался. Этический закон не столько врожденное, сколько благоприобретенное качество, ориентированное на стратегию выживания человеческого существа среди равных, сильных, помещенных в трудную среду обитания, в которой жизненно необходимы взаимопомощь и происходящие из нее взаимоуважение, доверие к собратьям.
С ростом цивилизации, с социальным расслоением расходятся и моральные идеалы. Более обеспеченные слои исповедуют древние этические нормы в общении между собой, но крайне ограниченно распространяют их на менее обеспеченных. Эти лицемерные жизненные принципы лежат в основе практически любой конфессии, любой конституции и любого общественного устройства.
Психологическая среда, в которой растут будущие террористы, пропитывает их сознание постоянным чувством ущемленности, недостаточности социальных прав и благ. В воспитании начисто отсутствует элемент уважения к творческому труду - как правило, окружающие их примеры любого честного труда не ассоциируются с материальным благополучием, уважением окружающих, жизненным успехом.
Достижимый идеал террориста - удачливый убийца, выбившийся из вонючей лачуги в сияющие чертоги, в которых все исполняется по мановению руки. Таких примеров успеха в его поле зрения достаточно, чтобы закрепить детскую неосознанную жестокость и превратить ее в доминирующую жизненную установку.
Чрезвычайно важен в сегодняшнем мире фактор роста энерговооруженности индивида. Сегодня, садясь за руль тривиального для значительно части человечества автомобиля, средний гражданин управляет стадом откормленных жеребцов. Нажимая на пусковую кнопку ракетной установки, он же обрушивает на голову невидимого, а потому как бы несуществующего врага - персонажа компьютерной игры - невообразимый океан испепеляющей энергии, и спокойно доедая бутерброд, следит за выполнением полетного задания.
Обыватель из обеспеченных кругов, воспитанный на идеале безудержного потребления и растущего благосостояния, не может быть этически совершенным.
Чего же можно ожидать от социально ущербных, с детства не знающих радости творчества детей, выросших в атмосфере культа насилия в жизни и клубных компьютерных играх, низкопробной литературы, преступно грязного общедоступного кино и телевидения?
Этот риторический вопрос не требует ответа.
Человек, не научившийся уважать чужую жизнь, не ценит и свою. Готовность пожертвовать собой ради мести тщательно лелеется организаторами террористических актов, для ее обоснования привлечены средневековые представления о мусульманском рае для воинов, заслуженно отдыхающих в окружении услужливых проституток.
Напрочь забыты религиозные запреты на убийство детей и женщин. Энерговооруженность убийцы позволяет видеть далекую безликую массу вместо глаз жертвы, и биологическое отвращение к смерти отступает, сменяясь ощущением собственной сверхъестественной мощи и вседозволенности.
Никакие репрессии не смогут исключить терроризм без коренного пересмотра жизненной установки жителей Земли. Социальное неравенство не должно смягчаться с помощью благотворительности - она оскорбляет и ведет к иждивенчеству. Должен быть всеобщий осознанный и решительный отказ от чрезмерного потребления. Человек (индивидуум) не должен получать для личного использования высокотехнологичное изделие, если не в состоянии его воспроизвести. Труд должен быть тем, что он есть - не экономической категорией, а формой и обязательным условием биологического существования человека и человеческого вида. Управление обществом не должно вести к каким бы то ни было привилегиям для осуществляющих эту функцию. Должна быть по настоящему - с жесткими репрессивными мерами к первоисточникам и распространителям - запрещена пропаганда насилия в кино, компьютерных играх, распространение порнографии.
К сожалению, все сказанное выше относится к разряду вечной неосуществленной мечты человечества, а потому оно ‑ человечество ‑ обречено.
На горизонте событий уже маячит призрак конца нынешней цивилизации. Скорее всего, гибель ее придет с каким-то вирусным заболеванием, по преступной неосторожности попавшим из военных лабораторий в руки безграмотных фанатиков, или созданных безумцами в примитивных генетических лабораториях. Исходная информация для этого так же доступна, как рецепты взрывчатки из аптечных и хозяйственных реагентов. Информация становится орудием самоуничтожения цивилизации. Компьютерные вирусы, создаваемые просвещенными вандалами, пример тому. А источник вандализма лежит там же, в презрении к честному созидательному труду.
Ольга Беляк для газеты "Зеркало недели"
Лемминги и человечество
Индусы не едят коров.
Мусульмане и евреи не едят свиней.
Вегетарианцы не едят ничего, что имеет лицо, чья жизнь в движении.
Китайцы едят все. Их чудовищно огромное количество по сравнению со всем остальным человечеством не оставляет им возможности «перебирать харчами». Съедается все, что содержит необходимые для жизнедеятельности вещества – животные, растения, минералы, выделения птиц, насекомые. Среди поедаемых - змеи и грызуны, черви земные и морские, жабы и улитки всех видов.
Все это приготавливается с замечательным искусством, претерпевая самые невероятные превращения вкуса и вида, и поедается с огромным наслаждением.
Существуют еще племена и люди, поедающие себе подобных.
Все это сосуществует с высокотехнологичным производством, вокруг него, совместно и одновременно с развитой культурой и наукой.
Несметные человеческие полчища пожирают все на своем пути. И все-таки значительная часть людей на планете голодает.
Человеческие массы бурлят на дне гравитационной ловушки Земли, воздвигают и разрушают, подчиняются и бунтуют, ищут смысл и назначение своего существования. И периодически уничтожают себя наиболее изощренными, наукоемкими и технологически отработанными способами.
Это происходит с неизменной закономерностью. Природа, уставшая, насилуемая человеческими толпами, ввергает их в безумие самоуничтожения.
Подобно им приполярные мыши, лемминги, со строгой периодичностью, чрезмерно размножившись в цветущей тундре, впадают в необъяснимое безумие и неисчислимыми стаями слепо и неудержимо бросаются в океан и гибнут в холодных водах, освобождая от своего присутствия обглоданные ягодники.
Источник этого безумия не найден.
Сегодня мы вновь становимся свидетелями нарастающего безумия человеческого вида. Многие и многие иронизируют, посмеиваясь над стариками, когда те твердят что-нибудь вроде «а вот в наше время… в прежние времена …такого не было».
Не стоит иронизировать. Старики правы. Бывало всякое, но год от года, десятилетие за десятилетием человечество теряет условности, которые помогали людям сосуществовать, поддерживая равновесие внутри общин, городов и государств.
Доступность международного общения и развитие транспорта явственно показали относительность правил поведения и моральных устоев, продиктованных многовековым укладом изолированных сообществ.
Есть люди, жаждущие непрерывной полноты жизни, свежих впечатлений. Если этой остроты не хватает, они сами создают ситуации опасные и напряженные, не считаясь ни с чем, идя на любой риск, граничащий с преступлением или преступный.
Есть люди, которым необходимо постоянно быть в центре внимания – это тоже делается любой ценой, иногда самоубийственной, иногда нарушающей все моральные устои и общепринятые нормы поведения.
Спросите стариков, можно ли представить себе татуированных панков с петушьими гребнями на головах в любой стране середины прошлого века. Спросите себя, нормальна ли демонстрация полового акта на сцене при огромном стечении народа?
Да, такое случалось. Накануне распада и гибели огромных государств. Накануне гибели цивилизаций. Накануне страшных эпидемий, уносивших в могилу добрую половину человечества.
Природа не может более терпеть. Назревает необходимость обновления.
Природа равнодушна к разуму. Разум для нее всего лишь средство эффективного самообновления. Видимо, существует критическая биомасса, константа, определяющая допустимое количество живого на земле. И это живое должно быть во внутреннем качественном равновесии. Живое создается фотосинтезом, и если бы не деятельность человека, сжигающего все, в том числе и самого себя, нарастало бы до консервации и исчерпания всех доступных запасов углерода, азота, кислорода и серы, лежащих в основе белковых структур. Это означает, что человек всегда был и остается деструктивным элементом живой массы, с тех пор, как покорил огонь.
Природа использует человека для самообновления через сожжение. Это его роль в цепи трансформации живого.
Только через осознание утилитарности этой роли человек-лемминг может попытаться перестать быть всего лишь быть звеном пищевой цепи, избежать очередного самоуничтожения и одичания.
***
Удивительно пищевое поведение человека-лемминга.
Большинство животных, особенно хищники, наедаются при удачной охоте, но насытившись, становятся равнодушными к добыче вокруг себя, до тех пор, пока вновь не проголодаются. Человек-лемминг будет продолжать жрать и убивать все, пока жив сам, убивать про запас, убивать ради развлечения, ради убийства, ради извращенного желания властвовать.
Растолстевший хищник становится ленивым и малоактивным, теряет главенствующие позиции и вытесняется другими сородичами. Так поддерживается рациональное равновесие.
Разбогатевший человек для осуществления власти через насилие и наказание нанимает других, менее богатых и более зависимых, и ревностно бдит за их усилением, сталкивая их между собой, зачастую получая от этого дополнительное извращенное наслаждение. Так он самореализуется в окружающем его мире, созданном предшественниками.
В самой идее разбогатения есть что-то от мелкого грызуна – лемминга, хомяка или суслика – набирать впрок, строить новое хранилище, снова набирать и жрать, жрать все, что съедобно.
В свете этого полезно задуматься о смысле известного евангельского высказывания – «легче верблюду войти в игольное ухо, нежели богатому – в царствие Мое».
Идея богатства, с этой точки зрения, есть проявление отсталого, низменно животного в природе человека.
Конечно же, человек и есть животное, но животное, возвысившееся благодаря речи, накоплению знания об окружающем мире до начал осознания мира и места себя в нем. Накопление же богатства материального сужает предназначение человека до роли лемминга.
И это накопление приводит к нарастанию противоречий в человеческой стае, напряжению, рано или поздно взрывающемуся революцией или войной.
История гибели великих цивилизаций убедительно доказывает, что именно расцвет, накопление материальных благ является грозным предвестником грядущего кровавого упадка. Это случается с неумолимой закономерностью, в результате расслоения как внутри цивилизации на богатых и бедных, так и накопившихся противоречий с внешним таким же жадным миром.
Выводы и рекомендации
Три небольших статьи, не претендующие на всеобъемлющие истины в последней инстанции, познакомили вас с существом стоящей перед человечеством проблемы. В них уже содержатся намеки на то, что можно было бы делать для того, чтобы вырваться из порочного круга гибели, разложения и террора.
Попробуем здесь немного обобщить все сказанное ранее.
А. Для воспитания новых поколений необходимо установить простые и точные критерии, дать удобную мотивировку поведения в любой жизненной ситуации.
Б. Разработать простую и надежную систему воспитания, исключающую закоснелый догматизм, за исключением предусмотренного в пункте А.
В. Разработать гуманную систему и принципы наказания, при которой наказуемый не лишается поддержки общества, не унижается, а возвышается, и его интересы направляются в русло познания законов человеческого и вселенского бытия.
Г. Не покладая рук трудиться над продлением продолжительности жизни, а точнее, продолжительности детства человеческой особи.
Д. Стремиться к использованию индивидом только тех достижений цивилизации, которые он в состоянии воспроизвести лично.
Попытка создать критерии общественного поведения человека предпринимались неоднократно, и многое в них было преемственным в течение тысячелетий. Приведенные ниже новые заповеди не исключение. Возможно, читатель обратит внимание на отсутствие традиционной заповеди “не укради”. Это вовсе не значит, что воровство поощряется. Просто в обществе, не делающем из вещей культа, эта заповедь не должна иметь важность первостепенную.
Новые заповеди
Человек есть личинка неродившегося Бога.
Чтобы прийти в мир Богом, соблюдай ревностно заповеди
Возлюби знание и труд, ибо только они возвышают Тебя
Мысль предшествует слову. Слово предшествует делу. Не твори, не познав сути
Не сотвори себе кумира из вещей и не поклонись ему
Не воскури и не взалкай. Не оскверни своей божественной сути дурманом